Уфф. После написания этой статьи я чувствую себя буквально Александром Васильевым, историком моды. Но, кажется, нигде так остро не ощущается недостаток теоретического базиса, как в переменчивой и капризной области fashion. Наводим порядок в мыслях и разбираемся, почему можно не носить oversize, но нельзя совмещать в одном образе вещи одного единственного стиля. И да, вы, наконец, сможете аргументированно объяснить подружке, почему вам не нравятся ее туфли на скрытой платформе. Также есть шансы убедить ее, что вы действительно не из зависти советуете ей снять бандажное платье (и больше никогда не надевать).
Моя бабушка любила говорить, что лучше быть на шаг позади моды, чем на шаг впереди. Оно, конечно, звучит. Но, как и в абсолютном большинстве броских фраз из категории «мысли мудрых людей», форсу в ней много, а правды почти ноль. Прежде чем определять, где же лучше быть (позади или впереди), хорошо бы узнать, что мода – это не какая-то движущаяся вперед монолитная глыба, которая, во-первых, четко очерчена в пространстве, а во-вторых, давит всех, кто не убежал за горизонт или не отступил благоразумно и смиренно назад, в хвост, в проделанную ей глубокую колею.
На мой взгляд, в моде можно выделить как минимум три больших пласта. Или три волны. Большая волна может длиться до десяти лет (а то и больше) и, строго говоря, ее можно назвать актуальностью. Не следить за актуальностью и выглядеть хорошо невозможно. Вот здесь уж точно нельзя оказаться позади моды. Иначе рискуете обнаружить себя в компании обильно накрашенных тетенек с пересоляренным глубоким декольте, упакованным в поблескивающий атлас.
Уже давно актуальны и пока не собираются сдаваться следующие долгосрочные тенденции:
- Демократичность
- Естественность
- Удобство
Отсюда следуют «новые» правила:
Отсюда мощнейшая тенденция к одинаковым моделям для мужчин и женщин: вчерашние оплоты мужественности и женственности, такие как юбка и рубашка, сегодня становятся унисекс. Именно из-за этой волны нам постоянно советуют не перебарщивать с излишним старанием и нарядностью. Актуально выглядящая женщина не ведет изнурительный бой за свой внешний вид. Ведь у нее есть и другие занятия. Подумайте только, во времена «Большого Голивуда» и Грейс Келли женщина в Америке и большинстве стран Европы не могла открыть счет в банке без письменного разрешения мужа! То есть можете представить, для каких женщин и в каких обстоятельствах творили Кристиан Диор и Юбер Живанши. А вы говорите, забыли о женственности. О женственности не забыли, забыли о беспомощности в мире мужчин, где только внешность, внушающая желание физического обладания, — единственное оружие женщины.
Красиво. Но — в историю. В музей моды. Сейчас одеваться так просто смешно
Далее следует волна средних размеров. Это тенденции, которые из остромодных перешли в разряд долгоиграющих, но они могут быть абсолютно разнонаправленными по отношению друг к другу. В отличие от тех, что составляют «большую волну». Поясню на примере. На вопрос носить или не носить серьги, кольцо и кулон из одного комплекта ответ однозначный – нет. И другого мнения быть не может. А вот oversize вы можете носить, можете не носить.
Обувь без каблуков – то же самое. Да, обувь без каблуков на пике моды и уже давно. Но вы можете носить лоферы, оксфорды и биркенштоки, а можете – лодочки и «туфли в викторианском стиле», обильно представленные на последних показах.
Вещи в спортивном стиле (брюки-треники, кеды, кроссовки, толстовки) – незаменимая вещь, их становится все больше и больше. Но не хочется – не носите.
Фрик-шик (многослойность на грани разумного, роскошь на грани и за гранью безумия, винтаж, самоирония, носки с сандалиями) – это все не «дизайнеры с ума посходили, кто это вообще носит», а общемировое стремление к индивидуальности в противовес навязанным стандартам. Мир с экономической точки зрения перестает быть большим заводом, где все ходят в униформе и встают «по гудку». Он снова распадается на маленькие частички, где каждый может работать сам на себя, не отчитываясь начальству, а значит может и одеваться так, как ему хочется.
PARIS, FRANCE — MARCH 08: Yasmin Sewell is wearing a red fur coat and a red leather coat from Joseph and navy denim jeans outside Ellery during the Paris Fashion Week Womenswear Fall/Winter 2016/2017 on March 8, 2016 in Paris, France. (Photo by Christian Vierig/Getty Images)
Miu Miu Fashion Show, Ready To Wear Collection Fall Winter 2016 in Paris
Городские джунгли. Усталость от шика и мира высокой моды нашла выражение в том, что самые нижние городские низы поднялись на подиумы. Голубая стылая кровь fashion – аристократов, анемичная от многочисленных внутридинастических союзов, в мгновение ока вскипела от потока крови живой, красной и горячей. Этот поток льется из культуры современных окраин, гетто, царства нищеты и подросткового максимализма, и мы с удивлением наблюдаем творения Гоши Рубчинского, Канье Веста и поразившую наше воображение желтую футболку DHL Vetements за 200 евро.
Generated by IJG JPEG Library
Generated by IJG JPEG Library
Выше я показала то, что творится в рамках этой тенденции на подиумах. Несколько устрашающе. Но вот на фото ниже посмотрите, как ее обыгрывают живые люди (да, смелые — но живые):
Generated by IJG JPEG Library
Никто не заставляет вас заворачиваться с ног до головы в пайетки и бархат или носить драный бушлат, если не хочется. Тем не менее, о наличии данных тенденций знать необходимо (хотя бы для того, чтобы не ляпнуть в просвещенном обществе что-нибудь вроде «кроссовки с пальто носят только бомжи»).
Бомж:)
И самая капризная категория: мелкие всплески. Остромодные вещи, которые вы можете покупать, можете не покупать, зависит от души прекрасных порывов и размеров кошелька (если размеры невелики, вещи данной категории – как раз то, от чего можно и нужно отказаться без всяких сожалений). Потому что на следующий сезон об этих вещах вспоминают с содроганием. Вот где сейчас босоножки-гладиаторы? А правильно, нигде. В коробках для продажи и на благотворительность. Им на смену пришли (чтобы, возможно, так же быстро уйти в небытие):
Туфли с веревочками-завязками, а-ля балетки
Юбка – балетная пачка
Платья – точная копия шелковой ночнушки (те, которые с кружевами. Которые без – по-моему, можно будет носить еще долго, одевая то под свитер, то поверх джинсов и белой футболки, то еще как-нибудь – придумают)
Ботфорты (о них я писала отдельно)— имеют все шансы на вылет (не этой осенью точно, по потом – вполне возможно)
Лоферы и слиперы с мехом
Кстати, проверить «мелкий всплеск» на долгожительство можно попытаться (не факт, что угадаете, но шансов довольно много), соотнеся его с «большой волной». Вот, например, рубашка-платье, в которой мы все будем ходить этим летом, — демократична? Да. Удобна? Да. Естественна? Более чем. Так что, я, например, ее точно куплю и буду надеяться, что и на следующее лето буду в ней щеголять.
Изначально я хотела написать о еще одном условном пласте под кодовым названием «провинция». Но потом поняла, что вся эта «провинция» происходит от неправильного понимания значимости выше описанных волн и смешения понятий. Вот туфли-копыта («классические», в народном понимании, «лабутены» и «ивсенлораны») – это же типичный мелкий всплеск. А его носят, носят, и носят. Уже смешно, а все не снимают. И кеды на платформе. И шапочку с вуалью.
Также в пространстве, образованном смешением понятий, пасутся мои любимые «журнальные глупости». Возможно, я напишу про них отдельно когда-нибудь. Пока просто пара самых очевидных мыслей. «Самый модный цвет сезона – индиго!», «Зеленый в тренде!», «Белые начинают и выигрывают!», «Back to black!» — господи, ну какая может быть мода на цвет? Как может быть модным один цвет, а другой – нет? В цветах модно то, что вам идет. И что сочетается между собой. Вот, разве что, кислотная палитра – она да, не в моде. Но она и не идет никому, положа руку на сердце. И каждый год, я не вру, каждый год летом все журналы пишут, что в моду «опять вернулся!» цветочный принт. И по этому случаю срочно нужно купить летящее легкое платье в цветах. Вернулся, ага. Давно не виделись.
Напоследок несколько фото одной из самых best dressed женщин на Земле — Виктории Бэкхем. Она с одной стороны очень классическая (чего так жаждет большинство), а с другой — абсолютно современна. Для статьи «Звезда в аэропорту» я попыталась найти фото Виктории в каком-нибудь не самом идеальном образе. И — не поверите — не нашла. Ее пример говорит нам о том, что все современные веяния можно применять с большим искусством, не превращаясь в «городскую сумасшедшую» (хотя мы семимильными шагами идем в эту сторону, и скоро наряд без доли хотя бы самого маленького безумия будет считаться устаревшим), но и не вздыхая об архивных Джеки Кеннеди и Одри Хепберн.